Смена коллектива для каждого из нас – это своеобразный стресс, довольно большая психологическая нагрузка. Даже если человек коммуникабелен от природы, адаптация – процесс достаточно болезненный. То, что придя на работу, новый сотрудник чувствует себя не очень уютно – это совершенно нормально. Сайт Freshout.ru считает, что обычно по прошествии месяца или нескольких недель сотрудник перестает представлять себя «чужим». Но намного больше времени для адаптации требуется на руководящей должности, это может длиться до полугода.
Особенно трудно приходится во время испытательного срока. Ведь в этот период нужно не только постараться найти общий язык с коллективом, но и зарекомендовать себя хорошим профессионалом в глазах руководителя.
Советы по адаптации в новом коллективе
Можно привести в пример ряд правил, которыми нужно воспользоваться при необходимости в период адаптации:
- Как правило, самым ярким бывает впечатление от первого знакомства. Поэтому нужно приложить все усилия для того, чтобы вас хорошо восприняли. Ни в коем случае нельзя демонстрировать плохое настроение или раздражительность, необходимо раскрыть все свои самые лучшие качества: дружелюбие, такт, умение чувствовать собеседника;
- Нужно полностью сосредоточиться на работе. Ведь самое важное на рабочем месте – добросовестное отношение к своим обязанностям, поэтому первая задача – это проявить свои профессиональные знания, стараться обходить конфликтные ситуации и не вступать в пустые разговоры;
- Тем не менее с коллегами нужно общаться и находить общий язык. Присмотритесь к традициям, сложившимся в коллективе – возможно, здесь принято общение за пределами офиса, которое проходит в совместных поездках за город, посещаются культурные заведения;
- Практика показывает, что чем быстрее найдете общий язык с коллегами, тем легче и безболезненнее пройдет адаптация на новой работе. И еще: личный контакт принесет гораздо больше пользы, чем виртуальное общение по интернету или телефону. И если вдруг возникают вопросы, требующие совместного решения, лучше всего решать их при личной встрече;
- Нужно помнить, что устанавливая новые контакты с малознакомыми людьми, нельзя допускать панибратства в коллективе, это может сразу же оттолкнуть. В данном случае нужно проявить терпение, общение должно быть тщательно дозировано. Ведь для того, чтобы новичка приняли в коллективе, необходимо время;
- Следует ознакомиться со своими должностными и функциональными обязанностями. Это поможет сделать руководитель подразделения, руководитель кадровой службы или сам наниматель. Никогда не нужно брать на себя чужую работу, возлагать обязанности коллег для того, чтобы угодить кому-то. В любом случае вы не получите за это заслуженной благодарности, а вскоре ваша помощь сослуживцам будет восприниматься как должное;
- В народе говорится: не входи в чужой монастырь со своим уставом. И это действительно так. Сотрудники с опытом, старожилы могут резко негативно отреагировать на любую критику в их адрес. Пусть даже вы считаете, что на прежнем месте подход к решению того или иного вопроса был лучше, не нужно устанавливать свои правила, не время. Когда вы поймете, что коллектив принял вас и доверяет вашему опыту, вот тогда и можно давать советы или вносить предложения;
- И не стесняйтесь спрашивать, задавать вопросы, потому что только так можно вникнуть в специфику работы, понять, кто чем дышит в коллективе. Вопросы нужно формулировать грамотно и четко, отсюда коллеги будут видеть насколько вас интересуют тонкости новой работы;
- В каждом коллективе всегда есть сотрудник, который придет на помощь, доброжелательно введет вас в курс дела и предложит свою помощь в дальнейшем. Только не злоупотребляйте чужой добротой, старайтесь как можно быстрее освоиться и выполнять свои обязанности без чьей-либо помощи;
- Никогда не нужно противопоставлять себя всему коллективу, доказывая свою индивидуальность. Старайтесь в период адаптации не слишком выделяться среди коллег, быть скромнее. Но если ваша профессия требует творчества и индивидуальности, нужно не навредить себе;
- Находясь на испытательном сроке, в начальный период работы, нужно постараться не брать больничный лист и не отпрашиваться с работы по личным делам;
- Отношения с сослуживцами должны быть ровными и доброжелательными, вне зависимости от ваших личных симпатий.
Подводя резюме, нужно сказать, что обстановку вокруг себя нужно периодически менять. Эти перемены просто жизненно необходимы каждому из нас. Каждодневное однообразие лишает вас ярких красок в жизни, рутина засасывает и опускаются руки. А это значит, что в жизни обязательно должны происходить перемены. Если вы будете терпеливы, прислушаетесь к вышесказанному и поверите в свои силы, то все непременно получится!