Любой из работающих готов представить себе подобную ситуацию. Наступила пятница. Вы накануне завершили громадный и сложный отчет по предприятию. Сегодня занимались рутинной работой – доделывали мелкие дела, собравшиеся за неделю. И тут Вас вызывают к телефону, и в трубке слышен манерный голос Людочки, секретарши вашего начальника: «Здравствуйте! Вас вызывает к себе Александр Константинович. Прихватите с собой отчет по вашему отделу».
А надо признать, что к шефу никто из сотрудников не любит ходить. Дело все в том, что ваш шеф – очень гневливый человек. Каждый, кого он приглашает в свой кабинет, выходит с покрасневшим лицом, нервно одергивая одежду. Женщины обычно прижимают к глазам носовой платок по причине того, что плачут и размазывают тушь.
И вы, зная почти наверняка, что вас ждет, начинаете судорожно собирать какие-то документы, которые от вашего волнения начинают разлетаться по всему офису.
Что вас ждет? Совершенно не хочется идти, т. к. вы каждый раз чувствуете себя как кролик перед удавом.
Хотя…
Кто-то из сотрудников недавно вслух читал статью какого-то психолога из глянцевого журнала о том, как вести разговор со злым начальником. Вы над советами похихикали, поиронизировали, что все это «ерунда и не прокатит, если шеф ваш злится». И почти забыли. А вдруг поможет? Что же там было?
Как там по Станиславскому, первая сверхзадача – снизить скорость речи начальства. Возьмем с собой блокнот и ручку – будем за ним записывать. Да, надо не забывать задавать вопросы и постоянно говорить, чтобы он повторил, т. к. вы за ним записываете. Начальник начнет контролировать то, что он говорит, а значит, снизится темп «разноса».
Вторая сверхзадача – называть его по имени-отчеству. Александр Константинович, Александр Константинович, Александр Константинович. Все любят свое имя, причем если его повторили 5-7 раз!
Третья сверхзадача – вспомните, как вел себя какой-то ребенок в магазине, выпрашивая игрушку – на пол упал, топал ногами, визжал и дрался с матерью. Пока не прибежала эта прелестная девушка-аниматор. Она вмиг прекратила истерику. Как профессионал своего дела, девушка с собой принесла простой мячик и отвлекла ребенка.
Начальник – это тоже ребенок, который ведет себя крайне неприлично и которому вы тоже должны «принести мячик». Девушка, правда, предварительно спросила у мамы, как зовут ребенка. Надо не забывать постоянно твердить: «Александр Константинович». Мама в той сцене в магазине больше, наверное, думала о приличиях, чем о том, как помочь собственному ребенку, и вела себя очень неуверенно. Поэтому важно помнить, что держать себя надо уверенно, не оправдываясь. Тем более, что свою работу вы выполняете хорошо.
Четвертая сверхзадача. Назовем ее «кокон» или «муха». Вы сами стоите в центре «кокона», в который никто не может проникнуть. Или вы становитесь «мухой на потолке». Причем в «кокон» вы попадаете сразу, как только понимаете, что словесный поток невозможно остановить, как бы вы ни старались, используя с первой по третью сверхзадачи. По той же самой причине можно еще перевоплотиться в «муху», которой нет дела до суетни людишек, которые где-то там, внизу. Но эти способы используем только для того, чтобы защитить свою нервную систему. Если это совещание, то лучше не «прятаться» от начальства, так как вы входите в состояние «транса» и можете пропустить важную информацию.
Пятая сверхзадача может быть заимствована из прелестного «Гарри Поттера». Вспомните, как ученики тамошней школы боролись со страхом перед каким-то очередным монстром и представляли его то клоуном, то еще кем-то смешным на роликах. И это помогало. Если разнос идет со все возрастающей скоростью – представляйте шефа с лицом какого-нибудь персонажа. Но помните – улыбаться противопоказано!
Шестой прием можно назвать «у меня заело». Вам надо найти какую-то фразу, которую предстоит повторить большое количество раз. Когда от вас слышится, например, «Я не готов поговорить сейчас, так как мне необходимо подготовиться. Давайте поговорим позже», напор обычно ослабевает, и начальник, все еще сердясь и ворча, все же отпускает вас «готовиться к разговору».
Иногда для разнообразия можно согласиться с критикой. Но делать это надо гордо, не винясь. Помним, что без ошибок работает только тот, кто не работает.
Седьмой способ состоит в том, что рабочей остается поговорка «Нападение – лучшая защита». С опорой на использование этого приема можно выступать в том случае, если вы работаете в женском коллективе. Особенностью общения в этом случае становится агрессия, но не с «открытым забралом», а исподтишка.
И таких приемов можно обнаружить еще огромное множество.
А теперь подумаем. Вам стало легче, когда вы представили себя и вашего шефа во всех описанных ситуациях? Да! Ну тогда вперед, на ковер. И пусть у вас все сегодня получится. А не получится, так развлечетесь.